18+
Специальная версия

Защита от государственного произвола

 

 

– Владимир Петрович, у нас значительное число государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав граждан, – прокуратура, суд и другие. В чем специфика института уполномоченного по правам человека?

 

– Мы не заменяем, а дополняем существующие средства защиты прав и свобод граждан. Главное отличие состоит в том, что наш институт отстаивает права человека, которые были нарушены по вине тех самых государственных органов и должностных лиц, которые призваны их защищать, но не всегда должным образом справляются. При этом во избежание давления со стороны властных структур, федеральным конституционным законом определен особый статус уполномоченного, благодаря которому он независим и неподотчетен госорганам и обличенным полномочиями персоналиям.

 

Кроме того, институт уполномоченного является связующим звеном, которому надлежит наладить необходимое взаимодействие между людьми и властными структурами.

 

– Какими качествами, с Вашей точки зрения, должен обладать уполномоченный, чтобы работа данного института была эффективной?

 

– Хочу отметить, что мои предшественники на этом посту – Сергей Ковалев и Олег Миронов многое сделали для становления института уполномоченного, определив, в том числе, ряд требований к российским омбудсменам.

 

В условиях нашей страны специфика обязанностей уполномоченного по правам человека состоит в том, чтобы защищать права и свободы человека, руководствуясь Конституцией и законодательством Российской Федерации, а также, что важно, справедливостью и голосом совести. В силу этого уполномоченному нередко приходится призывать государство к проявлению справедливости в вопросах соблюдения прав и свобод человека даже в тех случаях, когда формальные требования закона соблюдены.

 

Уполномоченный действует, прежде всего, с помощью личного авторитета, а не каких-то принудительных средств или приказов. И тут важно: сумел ли уполномоченный заработать авторитет, с которым все стороны должны считаться, и смог ли он сохранить такое отношение с властями, при котором его предложения могут всерьез рассматриваться.

 

– С какими проблемами люди чаще всего обращаются к уполномоченному? Прослеживаются ли в жалобах за последние годы какие-либо общие тенденции?

 

– Ситуация с правами и свободами человека по многим параметрам сейчас неудовлетворительная. Хотя эта обобщенная оценка не должна обескураживать: строительство правового государства и формирование гражданского общества в любой стране, тем более в такой сложной, как наша, – процесс многотрудный и длительный, со своими спадами и подъемами. Что волнует конкретных людей? Хозяйственные, земельные, социальные проблемы, права военных, ветеранов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семейные вопросы. Из года в год мы получаем в среднем от 24 до 26 тысяч жалоб.

 

– Насколько действенно уполномоченный может помочь людям, какие меры он может принять, защищая права граждан?

 

– Скажу сразу, я лично никого с постов не снимаю и под суд не отдаю. Сейчас закон позволяет мне как уполномоченному ходатайствовать о возбуждении административного или дисциплинарного производства, обратиться в суд или прокуратуру с просьбой о проверке вступившего в силу решения суда. Но я не имею права быть участником судебного процесса, например, истцом. Поэтому занимаюсь рассмотрением жалоб в досудебном, либо в послесудебном порядке. Когда дело прошло две инстанции и на вторичном уровне приговор вступил в законную силу, то, получая жалобу о том, что на предыдущих этапах явно были нарушены законы, и это доказуемо, могу обратиться в высшие суды, вплоть до Верховного и Конституционного.

 

Кроме того, есть положение о том, что в случае грубого и массового нарушения прав человека я имею право проявить инициативу, в том числе выступить со своими собственными заявлениями и даже предложить парламентские слушания, парламентское расследование. Реализация данной процедуры вызывает у «нарушителей» серьезные опасения. Свой ежегодный доклад о нарушении прав человека я представляю Президенту России и Государственной Думе, в нем отражены как наиболее актуальные проблемы с нарушением прав граждан, так и частные случаи, но имеющие значимую подоплеку.

 

– Владимир Петрович, как один уполномоченный может решить столько проблем?

 

– Конечно, наблюдать из Москвы, учитывая, что штат уполномоченного всего около 280 человек, за соблюдением прав людей в каждом из 89 регионов малоэффективно. Существует необходимость в развитии института региональных уполномоченных. Но не в том виде, в котором он представлен сейчас – местные чиновники и парламенты сами решают, нужен им институт уполномоченного по правам человека, или нет. И порою это напоминает прихоть: позволим – не позволим. Так и сложилось, что сегодня омбудсмены есть в 74 субъектах федерации. Кроме того, не соблюдается главное условие работы регионального уполномоченного – его независимость от государственных органов. Для эффективного функционирования необходимо выработать и принять единые основы деятельности института уполномоченного по правам человека в России и ее регионах.

 

Отдел оперативной информации аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90