18+
Специальная версия

Николай Плетнев: избирательные кампании трафаретными не бывают

 

 

– Николай Тихонович, говоря о 20-летии избирательной системы области, мы не можем не сказать о человеке, который без преувеличения, является сегодня её символом. Несколько слов о вашей биографии...

 

– Родился я вскоре после войны, в 1948 году, после того, как отец в сентябре 1946 года вернулся с войны с Японией, в селе Вислое нынешнего Яковлевского района. Босоногое детство, школа... На летних каникулах работа на току, затем прицепщиком, помощником, напарником тракториста и даже самостоятельно трудился на тракторах «Беларусь» и ДТ-75. По окончании школы (до медали не дотянул) – работа учеником слесаря, слесарем-инструментальщиком на Белгородском экспериментальном литейно-механическом заводе, служба в Вооружённых силах, в последний год службы – инструктором политотдела войскового соединения спецчастей по комсомольской работе.

 

Затем работа в Белгородском горкоме ВЛКСМ от инструктора до секретаря горкома комсомола, работа в органах местного самоуправления – секретарём, заместителем председателя райисполкома, судьёй районного суда, заместителем начальника областного управления юстиции, а с 1993 года – вот уже 20 лет – я – руководитель избирательной системы Белгородской области.

 

– Как произошло Ваше назначение на пост руководителя облизбиркома и что Вы запомнили о первых днях, месяцах работы, когда всё только начиналось?

 

– В 1993 году Центральной избирательной комиссией Российской Федерации я был назначен председателем окружной избирательной комиссии Белгородского одномандатного избирательного округа по выборам депутатов первого состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В последующем на нашу комиссию Центризбиркомом России были возложены полномочия Белгородской областной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Федерации (первый состав избирался на 2 года на прямых всеобщих выборах) и полномочия областной избирательной комиссии по проведению всенародного голосования по принятию Конституции Российской Федерации.

 

Тогда я исполнял полномочия председателя комиссии на общественных началах, совмещая с основной работой. Это было тяжело, времени не хватало. Но к трудностям мне было не привыкать. Да и новые альтернативные, демократические выборы, рождение и становление новой избирательной системы вызывали интерес. Учились сами, учили нижестоящие районные, городские, участковые избирательные комиссии, других организаторов выборов. Преодолевать эти трудности, разрешать сложные правовые ситуации, острые конфликтные ситуации мне помогали опыт правоприменительной, судебной практики, практики работы руководителя коллегиальных органов. Избирательная комиссия – коллегиальный орган. А в те годы, в то смутное время, в избирательную комиссию назначались разные люди, разные по восприятию перемен, по политическим и общественным взглядам. Мне, как председателю комиссии, часто было трудно объяснять, убеждать коллег, членов комиссии в необходимости принимать обоснованные правильные и только законные решения.

 

И, конечно, в период подготовки и проведения выборов возникали самые неожиданные и сложные ситуации, связанные с применением грязных технологий, которые необходимо оперативно разрешать строго по закону, принимать меры, в том числе и административного характера, к виновным лицам, а по заявлениям кандидатов отстаивать решения избирательной комиссии в судах, вплоть до Верховного суда России, приходилось выдерживать и психологическое давление, и угрозы, и многое другое.

 

До 1995 года я на общественных началах возглавлял Белгородскую областную головную избирательную комиссию, региональную комиссию – так они именовались. В 1995 году в соответствии с федеральным законом и законодательством Белгородской области была сформирована избирательная комиссия Белгородской области, уже как государственный орган Белгородской области, как юридическое лицо.

 

Председатель избирательной комиссии избирался тайным голосованием из состава членов комиссии, он должен был обязательно иметь высшее юридическое образование или учёную степень в области права и работать только на штатной, постоянной основе.

 

Вот переходить на работу на постоянной штатной основе председателем облизбиркома я не хотел. Я прикипел к работе в судебной системе, в органах юстиции. И только по просьбе главы администрации Белгородской области Евгения Степановича Савченко и тогдашнего первого председателя Центральной избирательной комиссии России Николая Тимофеевича Рябова я согласился перейти на работу председателем избирательной комиссии Белгородской области.

 

– Что самое трудное и самое важное, по Вашему мнению, в работе председателя региональной избирательной комиссии?

 

– Что самое трудное и важное в работе председателя избирательной комиссии области? Я уже выше отметил, что трудное. А вот что важное – скажу. Прежде всего это беспристрастность, неполитизированность: я не состою ни в одной политической партии, равное отношение ко всем партиям, другим общественным объединениям, как избирательным объединениям, к кандидатам... Главная партия для меня – закон! Руководитель региональной избирательной системы должен быть большим дипломатом в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, другими общественными объединениями, но он также должен быть человеком слова и дела, честен, объективен и не подкупен.

 

Председателю облизбиркома должны быть присущи большое терпение и выдержка. Без этих качеств успешно работать нельзя. В пределах своих полномочий избирательные комиссии независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления. Председатель комиссии должен это обеспечить!

 

– Как выглядит в плане человеческого фактора избирательная система области, кто обеспечивает выборы, кого из Ваших коллег Вы считаете наиболее заслуженными и достойными?

 

– Избирательная система, независимые избирательные комиссии всех уровней, участники избирательного процесса – это люди. Только в избирательных комиссиях, участковых, окружных, муниципальных работают около 12 тысяч человек. Прежде всего как раз эти люди обеспечивают подготовку и проведение выборов и референдумов всех уровней. Причём делают эту государственную работу бескорыстно, честно и высокопрофессионально, открыто и гласно.

 

Это заслуженные и достойные люди! Если я буду их перечислять, на это уйдёт очень много времени.

 

Многие из тех качеств, которые должны быть присущи председателю облизбиркома и о которых я говорил, они должны быть присущи и необходимы каждому члену избирательной комиссии любого уровня. Я говорю слова огромной благодарности и преклоняюсь перед теми руководителями и членами участковых, муниципальных и других избирательных комиссий, которые в течение 15-20 лет на всех выборах работают в избирательных комиссиях.

 

Не могу не сказать добрые слова в адрес наших помощников, коллег, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей от политических партий и кандидатов, журналистов, представителей средств массовой информации. А их приходит на избирательные участки в день выборов от 4 до 7 тысяч человек. Эти люди помогают нам обеспечивать законность, открытость, гласность и честность выборов.

 

– Какая избирательная кампания была для региональной избирательной комиссии самой напряжённой и почему? Можно ли сказать, что с каждым годом проводить выборы всё проще?

 

– Избирательные кампании любого уровня – муниципальные, региональные, федеральные – трафаретными не бывают. Все они по-своему разные, но всегда ответственные и напряжённые. В период подготовки и проведения отдельных выборов возникают серьёзные конфликтные ситуации, связанные с отказами избирательными комиссиями в регистрации кандидатов, списков кандидатов, отменой такой регистрации, применением незаконных, грязных технологий отдельными кандидатами, избирательными объединениями, другими участниками избирательного процесса и так далее.

 

Очень сложными и напряжёнными для избирательной комиссии и для меня как её председателя были первые и единственные выборы депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году. Избирательная комиссия тогда отказала одному из кандидатов в регистрации по тем основаниям, что им в избирком не представлен документ о гражданстве Российской Федерации. В последующем оказалось, что этот кандидат имеет два паспорта: один – гражданина Украины с регистрацией в Харькове, а второй был изъят у него управлением внутренних дел Белгородской области как незаконный с регистрацией в Белгороде. То есть оказалось, что этот кандидат имеет двойное гражданство. Однако и тогда, и в настоящее время российскими законами не предусмотрено двойное гражданство с Украиной, по этому вопросу нет у России с Украиной и международного договора.

 

При таких обстоятельствах избирательная комиссия вполне на законных основаниях отказала этому кандидату – по тем временам довольно богатому человеку как на Украине, так и в России – в регистрации на выборах в Совет Федерации. В течение семи месяцев шли судебные процессы и на районных, и на областном уровне, вплоть до Верховного суда России. Мне пришлось лично представлять интересы избирательной комиссии во всех судебных заседаниях. В процесс рассмотрения заявлений, жалоб этого кандидата были втянуты правоохранительные органы, федеральные органы власти и даже администрация президента. И всё это разбирательство краеугольной пирамидой давило на избирательную комиссию, на меня как председателя.

 

Со стороны кандидата, его уполномоченных представителей применялись и незаконные методы – и угрозы, и шантаж, и попытки подкупа. Ко мне, как председателю комиссии, органами внутренних дел была приставлена охрана, сопровождавшая меня на работу, с работы домой, во время других поездок. Некоторые члены нашей избирательной комиссии дрогнули и даже заняли позицию этого кандидата. Но большинство коллег оказались стойкими.

 

Решения и действия избирательной комиссии судами в итоге были признаны законными.

 

К чести и самого кандидата, он в итоге прямо в судебной надзорной инстанции сделал заявление, что он отказывается от дальнейшей борьбы, и что он убедился в том, что избирательная комиссия действовала по закону!

 

Очень тяжёлыми и напряжёнными не только для избирательной комиссии Белгородской области, но и для всей Белгородчины были выборы главы администрации Белгородской области в 1999 году, когда на эту должность баллотировался и лидер политической партии ЛДПР Владимир Жириновский. Мне пришлось испытать тогда огромное давление, но ни я, ни члены избирательной комиссии не поддались, выдержали.

 

Владимир Вольфович проиграл выборы Евгению Степановичу Савченко. Более того, по количеству полученных голосов избирателей он занял только третье место. Тем не менее, он и ещё один из кандидатов результаты выборов обжаловали в суде. Несколько месяцев шло судебное разбирательство. Но итоги голосования и результаты выборов главы администрации области мы отстояли, несмотря на то, что интересы В.В. Жириновского в суде представляли депутаты Государственной Думы из фракции ЛДПР с учёными степенями докторов юридических наук.

 

Сказать, что выборы с каждым годом проводились проще, нельзя. Меняется законодательство, меняются избирательные технологии, меняются кандидаты, избирательные объединения, а теперь ещё увеличивается количество участвующих в выборах политических партий, теперь и на муниципальные выборы распространяется пропорциональная система выборов. Даже скажу: наоборот, выборы с каждым циклом проводить становится сложнее. Но мы, избирательные комиссии, накапливаем опыт, совершенствуем практику подготовки и проведения выборов, учим нижестоящие избирательные комиссии, развиваем институт резерва членов комиссий, повышаем правовую культуру и самих избирателей. То есть избирательная система постоянно совершенствуется.

 

– Выборы и для Ваших коллег, и лично для Вас – это горячая пора. А какая работа проходит в избирательной сфере между избирательными кампаниями, чем приходится заниматься в это время?

 

– Что касается работы избирательной комиссии области, других комиссий в период между избирательными кампаниями, то её работы тоже немало. Во-первых, выборы проводятся почти каждый год. Поэтому, завершив очередную избирательную кампанию, мы начинаем готовиться к другой. Во-вторых, с учётом полномочий, обязанностей избирательных комиссий, возложенных на комиссии федеральными законами, Избирательным кодексом Белгородской области, в межвыборный период мы работаем по многим другим направлениям.

 

Это анализ и обобщение практики подготовки и проведения прошедших выборов, проведение социологических исследований, профессиональное обучение членов избирательных комиссий всех уровней и других организаторов выборов. Это и формирование, обучение резерва составов избирательных комиссий, работа по хранению, отбору избирательных документов, их уничтожению по истечении сроков хранения и передаче на хранение в государственный архив, постоянное ведение регистра избирателей, участников референдума с использованием государственной автоматизированной системы «Выборы». Комиссия занимается также подготовкой проектов законов области о внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области, проводит большой комплекс мероприятий по повышению правовой культуры граждан, и особенно молодёжи – будущих избирателей, и многое-многое другое.

 

– Что Вы цените больше всего в жизни и людях?

 

– Больше всего я ценю в жизни и людях честность, патриотизм и высокую культуру.

 

– Мы говорили о Вашей работе... А как Вы отдыхаете? Чем увлекаетесь?

 

– К сожалению, для отдыха времени бывает очень мало. Поэтому отдых у меня всегда очень активный. Работа в саду, в огороде, теплице. В собственном доме, на прилегающей территории с супругой всё делаем сами. Люблю собирать грибы, рыбалку, охоту, но опять же отдавать должное этим увлечениям удаётся очень редко. На переднем, главном плане – работа.

 

– Как, по Вашей оценке, прошли в Белгородской области выборы 8 сентября?

 

– Выборы 8 сентября 2013 года в Белгородской области прошли организованно, спокойно в целом при достаточно высокой активности избирателей, в строгом соответствии с законодательством. В день голосования, в период установления итогов голосования и результатов выборов на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий не поступило ни одной обоснованной жалобы. Уверен, что этот результат можно считать и показателем работы региональной избирательной комиссии.

 

Беседовал Михаил Колосов (ИА «Бел.Ру»)

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90