18+
Специальная версия

Талант – это улыбка души, или нравственный подвиг учителя

 

 

О системе дополнительного образования в районе мы беседуем с заместителем начальника управления образования администрации района Еленой Викторовной РОЖНОВОЙ.

 

– Каждый ребенок в детском саду, школе – личность, со своими задатками, способностями и скрытыми талантами. Раскрыть и развить их может, например, центр детского творчества, то есть организация, которая обучает ребят по дополнительным образовательным программам. Елена Викторовна, где дети нашего района могут научиться петь, танцевать, укрепить здоровье – совершенствоваться в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом направлениях?

 

– Да, действительно, дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей у детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Также оно формирует культуру здорового и безопасного образа жизни и организует свободное время учащихся после уроков. Дополнительное образование мальчишек и девчонок обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку ребят, проявивших выдающиеся способности. В Белгородском районе система дополнительного образования представлена пятью организациями по отрасли «Образование». Это – спортивный центр, станция юных техников, станция юных натуралистов, центр детского творчества и центр технологического образования.

 

Хочу подчеркнуть, что станция юных натуралистов Белгородского района – обладатель золотой медали XVIII Всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень». По итогам областного рейтингования учреждений дополнительного образования за 2014-2015 учебный год победителями признаны станция юных техников, станция юных натуралистов, центр детского творчества.

 

– Елена Викторовна, сколько детей заняты в кружках, секциях в послеурочное время?

 

– В организациях дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам обучаются 6717 детей в возрасте от 5 до 18 лет, в общеобразовательных организациях – 6405 детей. В восьми детских школах искусств обучаются 1868 детей.

 

Всего услуги дополнительного образования в организациях различной ведомственной принадлежности (образование, культура) получают 10274 обучающихся. Талант – это улыбка души, или нравственный подвиг учителя Было Стало Охват дополнительным образованием составляет 75,7%.

 

– Это кружки различной направленности?

 

– Конечно, занятия в детских объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности.

 

– У ребят есть возможность проявить себя...

 

– Дополнительное образование даёт ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, выбора занятия по интересам в соответствии с собственными способностями. Кроме того, в дополнительном образовании ребята сами выбирают содержание и форму занятий, получают возможность самореализоваться, ощутить радость победы. Это успешно удается и обучающимся Белгородского района. За 2015-2016 учебный год более 460 обучающихся стали победителями и призерами региональных, федеральных и международных конкурсов и соревнований.

 

– Назовите наиболее яркие победы.

 

– Виктор Олих, учащийся станции юных натуралистов, стал победителем финального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Экология лесных животных». Он награжден Почетной грамотой Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В сентябре в составе российской команды Виктор примет участие в Международном юниорском лесном конкурсе «Подрост» в Петергофе.

 

Максим Бердников, учащийся 11 класса Октябрьской общеобразовательной школы им. Ю. Чумака, вышел в лидеры областного конкурса творческих открытий и инициатив «Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй» и Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна – моя Россия».

 

Владимир Разоренов, учащийся 1 «Б» класса Разуменской общеобразовательной школы № 1, – победитель финального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в секции «Живая природа».

 

Николай Мариничев, учащийся спортивного центра, стал победителем первенства Европы по боксу.

 

Хоровой коллектив «Октябрята» Октябрьской общеобразовательной школы им. Ю.Чумака – лауреат окружного этапа Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России» по Центральному федеральному округу в категории «Хоры младших и средних классов», приглашен на федеральный (финальный) этап фестиваля, который пройдет в Международном детском центре «Артек».

 

– Только любящий педагог, истинный воспитатель отдаёт все силы тому, чтобы организовать творческую жизнь детей. Если рядом учитель-профессионал, он воспитает творческую личность.

 

– Да, не отстают от ребят и педагоги. В организациях дополнительного образования работают 127 педагогов и 60 тренеров-преподавателей. Более 50% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 21 человек – звания «Почётный работник общего образования РФ», «Отличник народного просвещения», 4 человека – «Заслуженный тренер», восемь педагогов награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

 

В последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

 

Педагоги дополнительного образования станции юных техников В.А. Степанов, О.А. Иньшина, В.В. Плакуненко стали победителями Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ по научно-техническому творчеству, М.А. Зайцева, Н.А. Кузьменко, М.А. Дзерович – Всероссийского открытого творческого конкурса работников образовательных организаций в сфере дополнительного образования «Педагогическая планета-2016». В областном конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» победителем стала педагог дополнительного образования станции юных техников М.А. Дзерович, лауреатом – педагог дополнительного образования центра детского творчества Н.А. Широкова. Марина Александровна также вышла в призёры регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

 

– Елена Викторовна, в районе особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, их становлению и развитию, в том числе и средствами дополнительного образования. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

– Организации дополнительного образования принимают участие в региональном проекте «Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность». В рамках проекта разрабатываются и внедряются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Включение детей в творческую деятельность, создание вокруг них творческой атмосферы вызывает чувство удовольствия и побуждает к общению. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют дома, у многих увлечение становится любимым занятием в свободное время, формируются правильное социальное поведение, коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.

 

– Бесспорно, роль дополнительного образования в становлении и развитии личности трудно переоценить. На Ваш взгляд, какая важная особенность дополнительного образования?

 

– Заполненное свободное временное пространство ребёнка ограждает его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, наркомании и других асоциальных проявлений. Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата, именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

 

Обучающиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

 

Дополнительное образование играет огромную роль в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

 

Развитие общественных и экономических отношений, изменение запросов семей и детей стимулируют поиск новых подходов и средств реализации программ дополнительного образования. Кстати, Октябрьская общеобразовательная школа им. Ю. Чумака победила в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования в 2016-2020 г.г. по направлению «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся». Средства гранта будут направлены на разработку и реализацию инновационной программы «Образовательный технопарк» через систему интегративного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

 

– Елена Викторовна, благодарю Вас. Успехов Вам в Вашей такой нужной работе.

 

Беседовала Л. ТУМАНОВА

 

На снимке: Е.В. Рожнова.

52

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90