18+
Специальная версия

Игра в "кошки-мышки"

 

 

Предыстория

 

Я жила в Иркутском приюте с седьмого класса. Моих родителей лишили родительских прав. Была прописана в квартире дедушки. Живя в приюте, закончила девятый класс, поступила в техникум. В 2009 году получила диплом об окончании обучения и решила переехать в Белгород, поступила учиться в университет. В марте 2010 года родственники по решению суда выписали меня из квартиры. Такого права они не имели. Повестки в суд мне не приходило, и родственники, естественно, о ней не сказали. Позже я обжаловала данное решение. В этой квартире прописано восемь человек на 60,3 квадратных метрах, то есть общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, менее учетной нормы.

 

Хождение по мукам

 

Где я только ни была – везде давали отказ. Пошла в приемную Президента в Белгороде, юрист сказал, что всё это безнадёжно. Но надежда появилась, написали заявление в прокуратуру, ещё ряд заявлений. Всегда спрашивала: «Положено ли мне по закону жилье?» Все отвечали, что нет. Не имею права, так как у меня есть жилье – жилье, в котором жить я не могу. Такое же решение городского суда вынесли в Белгороде, когда судилась с администрацией города: меня не ставили на очередь, потому что сиротство выявлено в Иркутской области – не по закону Белгородской области № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». За мои права выступала прокуратура, но всё же мы проиграли. В квартиру дедушки меня так и не вписали из-за бюрократических проволочек.

 

Как-то в интернете встречалась с комментарием, дословно не помню, но смысл был такой: вот мы платим налоги, а этим сиротам все подавай, все им мало. Извините, я тоже работаю, тоже плачу налоги и не против купить жилье, но дайте такую возможность, соответствующую программу. Спрашивала: есть ли льготное жилищное ипотечное кредитование детей-сирот, на что ответили: «…действующим законодательством не предусмотрено».

 

Всё в наших руках. Поэтому их нельзя опускать

 

После проигранного суда уже какой-то надежды, сил бороться дальше не было. Решила копить деньги, думаю, к пенсии накоплю. Я не понимала, как же быть с правом на свободное перемещение по стране, почему я могу встать на очередь только в Иркутской области, да ещё и на общую, потому что у меня якобы есть жилье? Закрепление права на получение жилья в конкретном регионе сильно нарушает это право и ограничивает права лиц из числа детей-сирот практически на взлёте во взрослую жизнь. Я была прописана в квартире, из которой нас выгоняли родственники, поэтому и попали мы с сестрой в приют. Это квартира, в которой живут два инвалида, мама, лишённая родительских прав, семья тёти. Думала, почему нельзя деньги из иркутского бюджета перевести в белгородский? Не могла жить в Иркутской области из-за плохих воспоминаний детства, так как каждая улица напоминала о том, что пришлось пережить. Ещё читала решение суда, где сирота с такой же ситуацией выиграла, но наш суд не ссылается на судебную практику. Спасибо людям, которые помогали советами, следующим действием было — заявление Президенту. Не знаю, связано ли это с заявлением, но моё дело продолжили решать в областном суде.

 

3 июля состоялся суд с решением в мою пользу: «обязать администрацию города Белгорода внести Вирееву Ю. А. в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке составом семьи — 1 человек.»

 

«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)

 

Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ...»

 

К этому я шла всю сознательную жизнь. Но многое мне ещё предстоит пройти, чтобы однажды достать вещи из дорожной сумки и разложить по своим местам в своей собственной квартире. Не теряйте времени, знайте свои права и обязанности. Например, если обивать пороги, то только с заявлениями в двух копиях. А суд есть не только областной (который помог в моем случае), но и Европейский Суд по правам человека.

 

Полезные статьи:

 

– согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище;

 

– ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...»;

 

– основания, предусмотренные п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ;

 

– п. 4 ст. 50, п.2 ст.51 ЖК РФ и ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ;

 

– право на свободу передвижения, гарантируется п. п. 1, 2 ст.2 протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Дополнение – Комментарий адвоката

 

«Мы должны сделать необратимый поворот в нашем сознании, чтобы жить не по праву было то же самое, что съесть кусок гнилого сырого мяса» (председатель Конституционного суда РФ, В.Д. Зорькин).

 

Автор статьи « Игра в кошки мышки» обратился с просьбой обосновать данный вопрос с точки зрения адвоката, на языке юридических документов.

 

Нужно отметить что государство, а также правительство, как на федеральном, так и на региональном уровнях, придает очень большое значение вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует обширная законодательная база.

 

Вот ссылки на наиболее значимые документы:

 

1. Конституционный Суд РФ от 05.02.2009 N 250-О-П определил: что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

 

2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает:

 

1). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

 

2). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

 

3 . Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступил в силу с 01.01.2013) в Законы N N 159-ФЗ и 184-ФЗ внесены изменения и дополнения, из которых также следует, что обеспечение детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет и по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. (согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает).

 

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

 

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

 

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

2. Во исполнение Постановления правительства Белгородской области от 30.08.2010 N 283-пп (ред. от 21.11.2011) «О закреплении жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» (вместе с «Порядком закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей») были приняты изменения от 30.05.2011 N 206-пп, и от 02.04.2012 N 143-пп к ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 февраля 2010 Г. N 48 «О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА НА 2010 – 2014 ГОДЫ», ПО которому:

 

«8. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рекомендовать:

 

– обеспечивать учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями;

 

– осуществлять своевременную постановку на жилищный учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в обеспечении жильем;

 

– ежегодно выделять земельные участки под строительство жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

– осуществлять для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строительство на конкурсной основе индивидуальных жилых домов и квартир; при необходимости обеспечить долевое участие в строительстве жилья; предусмотреть покупку жилья на первичном и (в исключительных случаях) вторичном рынках в соответствие с законом Белгородской области от 25 января 2007 года N 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области»;

 

– для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших на жилищный учет в возрасте старше 23 лет, приобретать жилье из расчета оплаты 50 процентов стоимости жилого помещения за счет средств бюджета муниципального образования и 50 процентов – областного бюджета».

 

2. Кроме того 5 апреля 2013 года губернатором Белгородской области подписан Закон Белгородской области № 190 О внесении изменений в закон Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Белгородской области», закон распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 г. и в соответствие со ст. 3 которого устанавливается, что в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включаются дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, ... если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.; по прежнему месту жительства, в том числе и в других регионах, уполномоченный орган лишь запрашивает сведения, что указанная категория лиц не использовала свое право на получение жилья по вышеупомянутым основаниям или об отсутствии сведений о включении их на данный момент в соответствующий СПИСОК другого региона; также законом внесены и другие изменения, направленные на защиту данной категории лиц по упрощению получения ими жилых помещений.

 

Анализируя статью «Игра в кошки-мышки», можно сказать, похвально, что автор не сник, а нашел в себе силы, боролся за свои права и областной суд признал требования обоснованными, тем самым автор своим упорством доказал, что право детей-сирот на жилье – НЕ «безнадежно», оказались «безнадежными» юристы и клерки, страдающие за судьбы своих покровителей и за свое «удачное» место. Именно от таких нет помощи и не только в защите прав клиента, но и «безнадежно» обращаться к ним даже за консультацией.

 

Несчастная Фемида именно от этого закрывает повязкой глаза, то есть от стыда за тех, кто таким образом исполняет свои профессиональные обязанности, и за тех, кто от этого страдает, а хотелось бы, чтобы завязанные глаза Фемиды свидетельствовали о беспристрастности, как это и принято считать и как это подтвердил в Вашем случае Белгородский областной суд.

 

П. КОХАНОВ,

 

почетный адвокат России

 

п. Октябрьский

Оставить сообщение:

НАПИШИТЕ НАМ
Рекламный баннер 970x90px 970na90